В начале года Европа поставила перед собой две большие цели: суметь либерализовать энергетический рынок и сократить зависимость от России. На середине дистанции результат кажется неутешительным. С 1 июля все европейские потребители смогут свободно выбирать себе поставщика электроэнергии или газа. Немногие сумеют это сделать, за исключением северных стран, где традиционно сильна конкуренция. Во Франции населению настойчиво рекомендуют не менять оператора под угрозой резкого повышения тарифов. Единственная экзотическая новая черта пейзажа: либерализация привела к появлению предложения "зеленой" энергии. Но, совершенно очевидно, французские потребители (как и их швейцарские соседи) будут продолжать финансировать колоссальные скидки, согласованные с промышленниками и другими национальными операторами.
В Брюсселе и в странах Северной Европы особую обеспокоенность вызывает не судьба французских потребителей, а ослабление самого принципа конкуренции. При пособничестве Германии Франция сумела заблокировать работу комиссии, которая намеревалась осуществить размежевание между производителями, транспортировщиками и распределителями, чтобы внести большую прозрачность и конкуренцию в формирование цены. Предложения будут, несомненно, значительными, но Брюссель небезосновательно опасается того, что без юридического и экономического разделения старые монополии перекроют доступ на рынок. От режима монополии произойдет дрейф к режиму олигополии, в условиях которой будут главенствовать самые сильные и самые знаменитые национальные операторы.
Это эволюционное решение сопровождается постыдными шагами: антилиберал Николя Саркози добился того, что понятие "свободной" конкуренции было изъято из Конституционного соглашения, которое заменит Конституцию. Из-за этого предательского шага регулирующие власти, в обязанности которых входит защита потребителей, оказались в огромной зависимости от национальных эгоистических интересов, подтачивающих конкурентоспособность в рамках Европы 27 стран.
Выполнение второй задачи Европейского союза, заключающейся в снижении зависимости от поставок российского газа, завершилось провалом, а риск дефицита поставок лишь увеличился. Москва и, в данном случае, ее ведущий национальный производитель "Газпром" не сумеют выполнить обязательства по обещанным поставкам газа, уже начиная с 2010 года. С того момента, как Кремль вернул в свои руки энергетический сектор, Россия производит все меньше газа и нефти. Что касается новых месторождений в Сибири, то Кремль не имеет ни необходимых технологий, ни капиталов для их разработки. Недавнее отстранение BP от разработки сибирских газовых месторождений лишь усугубит то, что эксперт Ifri (Французского института международных отношений) Кристоф-Александр Пеллар называет "руководством по энергетическому самоубийству". Энергетический баланс России в действительности катастрофичен и ухудшается с каждым днем: потери газа в сети или просто расхищения доходят до 30% от всего объема добываемого сырья; потребности в газе собственной электроэнергетики уже не удовлетворяются, и в некоторых городах уже введена система распределения газа, чтобы хоть каким-то образом обеспечить поставки в Западную Европу.
Брюссель не игнорирует реальную угрозу перерывов в поставках газа и ищет, естественно, газ в бывших советских республиках, туркменский и каспийский газ. Владимир Путин, однако, опередил европейцев и объявил о соглашении, достигнутом с новым президентом Туркмении. Этот договор предусматривает строительство газопровода, который обойдет Каспийское море и будет доставлять газ бывшего вассала в Россию. У Европы и Соединенных Штатов имеется свой конкурирующий проект, газопровод Nabucco, который должен поставлять газ с каспийских месторождений, но его сооружение наталкивается на серьезное препятствие: это Турция. После того, как французский президент добился замедления переговоров с Анкарой, турки больше не хотят видеть на своей территории трубопровод Nabucco. Как хороший шахматист, Москва воспользовалась этим обстоятельством и объявила о сооружении новых газопроводов в направлении Европы. По ним будет поставляться газ соседей, но эксплуатацию этих веток будет контролировать "Газпром", к великому несчастью для стран Кавказа, мечтавших иметь клиентов, которые будут платить твердой валютой по нормальным тарифам. И теперь, после Германии, которая обошла Польшу и Украину своим проектом газопровода, который проляжет по дну Балтийского моря, Италия (Eni) и Франция (FP.PA) проводят раздельные переговоры с российским гигантом, в то время как официальная стратегия Брюсселя предусматривает священный союз и диверсификацию источников поставок сырья.
В Брюсселе попахивает газом, и этот запах может оказаться запахом энергетического самоубийства.
|