$IMAGE1-left$
По некоторым оценкам, к 2015 году рынок потребления автогаза может увеличиться на 2 млн тонн, или примерно на 70%. Этому могут способствовать вступившие летом в силу поправки к федеральному закону "О внесении изменений в федеральный закон "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которые сводятся к тому, что теперь использование муниципальным транспортом газомоторного топлива будет считаться одним из способов повышения энергоэффективности. По оценкам СИБУРа, на сжиженном углеводородном газе (СУГ) в России ездит около 1 млн автомобилей, что составляет примерно 2,7% автопарка страны. Ежегодно они потребляют около 2,5 млн тонн топлива. "Это в несколько раз больше чем в 1990-е годы, но цифры в сравнительном выражении все равно скромные",— говорит зампред компании Кирилл Шамалов. Скромные они в сравнении, например, с Польшей, где около 6 тыс. действующих АГЗС и на 1 тыс. жителей приходится 48 тонн СУГ, тогда как в России аналогичные показатели — 3 тыс. и 18 тонн соответственно. Например, в Турции все такси работают на газе. "Это показывает, что на авторынке в России у СУГ внушительный потенциал для роста",— считает господин Шамалов.
Глава "Газпрома" Алексей Миллер оценивает рынок автогаза примерно в 3 млн тонн. По прогнозам топ-менеджера, к 2015 году потребление автогаза может увеличиться примерно на 2 млн тонн. Гендиректор СИБУРа Дмитрий Конов говорит: "Стратегия СИБУРа направлена на переработку побочного для нефтегазовых компаний углеводородного сырья, в том числе попутного нефтяного газа. Все наши инвестиционные проекты рассчитаны на то, чтобы вовлекать в нефтехимию все большие объемы СУГ. Однако в настоящее время из 10-11 млн тонн СУГ, ежегодно производимых в России, лишь 40% идет на нефтехимию, 30% — на коммунально-бытовое потребление, 30% составляют экспортные поставки".
Представитель ЛУКОЙЛа рассказывает о планах компании по развитию розничной продажи газомоторного топлива. У ЛУКОЙЛа уже есть сеть многотопливных АЗС в ряде регионов — Волгоградской, Астраханской областях, где можно заправлять не только транспорт, но и бытовые баллоны. В 2011 году в розницу было продано 148 тыс. тонн газового топлива. "Сейчас компания работает над разными вариантами развития этого бизнеса",— добавляет представитель ЛУКОЙЛа.
До середины текущего года рынок газомоторного топлива фактически регулировался документом, принятым еще в 1993 году. Согласно постановлению правительства, предельная отпускная цена газомоторного топлива должна составлять не больше 50% от бензина Аи-76.
В Минэнерго посчитали, что, заправившись на 500 руб., автомобилист на СУГ доедет до Брянска или Нижнего Новгорода (около 370 км), а на бензине Аи-92, Аи-95 за эти деньги едва дотянет до Рязани (около 180 км), при этом Аи-98 хватит только на Подмосковье (около 160 км). Таким образом, СУГ в рознице вдвое дешевле Аи-92 при схожих показателях расхода на 100 км.
СИБУР и "Газэнергосеть" еще весной приступили к реализации пилотного проекта по переводу общественного транспорта на газомоторное топливо в Нижегородской области. Подобные эксперименты проходят и в других регионах. Например, в Ставропольском крае. Частичный перевод общественного транспорта на газ практикуется и в столице.
Если сейчас действительно начнется увеличение спроса на газомоторное топливо, то автомобильные компании готовы будут этот спрос удовлетворить. По свидетельству представителя ГАЗа, компания готовы производить любое количество автобусов (работающих на метане) марки ЛиАЗ в соответствии с потребностями рынка. Такие автобусы уже поставлялись в Москву, Волгоград, Рязань, Тольятти, Новгород, Санкт-Петербург, Якутск. По словам представителя КамАЗа, компания в партнерстве с "Раритек" пока производит в год несколько сот автомобилей, работающих на газе, но у нее есть возможность увеличить выпуск до нескольких тысяч в год. При этом, отмечает представитель КамАЗа, важное отличие газовых автомобилей от работающих на других видах топлива в том, что они уже соответствуют экологическому стандарту "Евро-5". "Это очень позитивное решение, соответствующее международной практике. Перевод транспорта на газ позволяет не только существенно снизить транспортные издержки, но и улучшить экологические характеристики автомобилей",— соглашаются в группе ГАЗ, которая в 2012 году планирует произвести порядка 5 тыс. легких коммерческих "Газелей бизнес".
Впрочем, чтобы перевод общественного транспорта на газомоторное топливо выглядел более привлекательным, необходимы энергосервисные договоры. По словам господина Шамалова, одной из проблем, затрудняющих широкое внедрение газомоторного топлива, стало сокращение субсидий, выделяемых автотранспортным предприятиям, осуществляющим пассажирские перевозки по регулируемым ценам, на величину экономии, получаемой за счет перевода транспорта на более дешевое газовое топливо. "В таких условиях автотранспортным предприятиям просто невыгодно было переходить на газ",— говорит Кирилл Шамалов. Тогда СИБУР и "Газэнергосеть" предложили механизм энергосервисных договоров, которые позволяют предприятиям на определенный период сохранять сэкономленные средства на развитие.
По мнению представителя ЛУКОЙЛа, рынок в целом пока не готов к активному переходу на газ, потому что "в России гораздо меньше автомобилей, способных работать на газе. Не все автовладельцы готовы переоборудовать свои машины, и общественный транспорт продолжает в основном потреблять бензин и дизель". Кроме того, автопроизводителям приходится сталкиваться с неразвитой инфраструктурой, в частности с отсутствием равномерной сети покрытия территории РФ метановыми заправками. К тому же "автопредприятия должны иметь оборудование, необходимое для эксплуатации газобаллонных транспортных средств, чтобы оно могло автономно обслуживать свой подвижной состав. Необходимо провести и переобучение персонала, обеспечить обязательное прохождение аттестации работников по обслуживанию газобаллонного оборудования, которое имеет свою специфику по сравнению с дизельным оборудованием",— отмечает представитель ГАЗа.
|